«Высокая граница»Выражение «высокая граница» появилось в американской социально-философской и футурологической литературе, посвященной феномену космонавтики и её перспективам. Это дань традиции, поисков новых, «последних» границ для экспансии и колонизации новых земель и пространств - от Дальнего Запада на Североамериканском континенте до освоения атмосферы, Мирового океана и вот теперь - космоса. Понятие фронтьеризма весьма двусмысленно. С одной стороны, он восходит к древнейшей жажде открытий, расширения ойкумены человека, в том числе и познавательной «ойкумены», а раскрытие физических горизонтов всегда сопровождается раскрытием горизонтов умственных и эмоциональных, развивает и обогащает человеческую личность. В глубину времен уходит воспетое Гомером путешествие Одиссея. Лавинообразными открытиями земного мира были морские путешествия Христофора Колумба, Васко да Гамы, Фернана Магеллана в XV и XVI веках, экспедиции русских землепроходцев Семена Дежнева, Ерофея Хабарова, Владимира Атласова в XVII веке, завершившиеся выходом к берегам двух океанов - Тихого и Северного Ледовитого, К началу космического века на Земле не осталось уголка, куда не ступала бы нога человека, прорыв в космос стал новой одиссеей, в поистине астрономических масштабах расширившей мир человека. Но с другой стороны, фронтьеризм, как его ныне понимают, проложил дорогу колониализму, а вслед за первооткрывателями шли конкистадоры завоеватели чужих народов и истребители чужих культур. Нынешний, «космический», фронтьеризм в его практике и в далеко идущих проектах тоже несет на себе печать агрессивности, о чем свидетельствует милитаризация космоса. Земля ввиду работы множества телепередатчиков проявляет себя как очень необычная планета для предполагаемого внеземного наблюдателя, Но планета наша почти одновременно стала обнаруживать свою космическую необычность и еще в одном аспекте. До сих пор совершается распад избыточных стронция и цезия в результате взрывов ядерных бомб, в атмосфере, в воде и на суше до 1963 года, когда был подписан международный договор о запрещении ядерных испытаний в этих природных средах (и в космосе). И до сих пор радиоактивная пленка продуктов этих прошлых взрывов окутывает мерцающим ореолом планету земля. Этот второй аспект фронтьеризма антигуманен, разрушителен, а в широком космологическом и мировоззренческом понимании он усугубляет энтропию, то есть разрушение и упрощение, вместо того чтобы противостоять ей, а ведь именно такое противостояние и составляет вселенскую суть разума и разумной деятельности. И, конечно же, говоря о «высокой границе» развития личности в космический век, мы будем иметь в виду не этот только что названный аспект, а аспект изначальный, неизвращенный, сопровождаемых совершенствованием эстетических качеств человека. Если согласиться с тем, что тяга к познанию и жажда открытий и свершений - одно из главных качеств человека, то мы непременно обратимся к понятию личности при попытках дать убедительный ответ на «вопрос века»: почему человечество выходит в космос? Ответов на этот вопрос - множество. Космос осваивается в непосредственных народнохозяйственных целях. Космос осваивается в целях развития фундаментальных научных исследований в области астрономии, астрофизики, планетологии. Космос осваивается ради создания в грядущем внеземных: промышленно-энергетичееких комплексов. Космос осваивается чтобы удовлетворить «космическое» любопытство человека, ищущего жизнь и разум внеземного происхождения, чтобы, познакомившись с ними, глубже понять собственную природу. Множество ответов отражает множество граней космонавтики, но нужно сосредоточиться на главном. Разум вывел в «мертвый» космос сложнейшее живое существо Земли- человека. Этот очень просто формулируемый, но великий факт побуждает нас по-иному подойти к проблеме человеческой личности, роли и возможностям этого уникального феномена Земли, увидеть связь между личностью и космосом. Может показаться, что реальности космонавтики, будни экипажей и аппаратов, выполняющих конкретную и тоже будничную работу, снимают с космоса ореол таинственности и загадочности, который он всегда имел. Всякая мифология преодолевает, подчиняет и преобразовывает силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, вместе с наступлением действительного господства над этими силами природы. В этом смысле космический век человечества стал концом мифа об Икаре. Но он явился реализацией личности, той личности, которая начала формироваться еще в античные времена. |
«Икаровская» устремленность человечества
«Икаровская» устремленность сопутствовала человечеству на протяжении всей его истории. Она выражалась в тяготении человека к недостижимому...
Покорители космоса
Первооткрывателями, пионерами космоса есть и будут люди мужественные и опытные, решительные и высокоответственные, граждански зрелые, то есть люди, вполне состоявшиеся как личности...
Человек-машина
Иногда название этой системы вызывает тревогу. Что же получается - человек есть машина? Человек действительно подобен машине, ибо все его умственные и физические действия можно свести к механическим...
Поэзия Вселенной
С незапамятных времен космос привлекал к себе внимание не только мыслителей, но и поэтов, живописцев, зодчих. Это были произведения искусства, выражающие благоговение перед величием мироздания...
Космонавтика и литература
Сложный мир космонавта и космонавтики настойчиво требует к себе внимания писателей, живописцев, музыкантов. И это находит свое воплощение в произведениях монументальных и глубоких... |
2008-2024 © Человек и Космос •
Карта сайта • XML
|