В поисках следов «пришельцев»Уязвимость, неоригинальность и явная ненаучность новейшей мифологии, конечно, отвращает от «сенсаций» вокруг НЛО более или менее серьезных исследователей, но в то же время побуждает некоторых из них перенести поиски следов «пришельцев» из настоящего в далекое прошлое, В материальных и письменных памятниках древних цивилизаций Земли они пытаются обнаружить признаки влияния и воздействия суперцивилизованных инопланетян на полудикое человечество. Это направление поисков получило название гипотезы «палеоконтакта». Существует даже международное «Общество старых астронавтов», участники которого интерпретируют в «космонавтическом» духе отдельные фрагменты культурного наследия, оставленного нам древним человечеством. Вот некоторые примеры, наиболее популярные среди сторонников гипотезы палеоконтакта. Наскальные изображения людей в ритуальных одеждах и масках в Тассили (Сахара) трактуются как фигуры инопланетных астронавтов, запечатленных людьми эпохи палеолита. Остатки мегалитического сооружения в Англии, в Стоунхендже, - как достоверная модель Солнечной системы, явно неизвестной первобытному человеку. Барельеф на одной из гробниц культуры майя в Мексике, в Паленке, - как изображение пилота в космическом корабле. Огромные прямолинейные полосы и наземные рисунки в долине Наска (Перу), имеющие религиозно-ритуальное происхождение, - как взлетно-посадочные полосы и знаки-ориентиры для инопланетных космических кораблей. Небезызвестный автор «документально» фантастических книг и кинофильмов Эрих фон Дэникен («Воспоминания о будущем», «Назад к звездам», «Посев и космос» и др.) доходит даже до утверждения, будто вся человеческая цивилизация была создана инопланетными пришельцами. Своеобразной разновидностью гипотезы палеоконтакта выступает произвольное толкование снимков поверхности Марса, сделанных автоматическими станциями. В некоторых вполне естественных рельефах на этой планете «видятся» и «реконструируются» пирамиды и голова сфинкса наподобие египетских. В нашу задачу не входит подробное рассмотрение идей палеоконтакта. Да и нет нужды в таком подробном рассмотрении, потому что все вышеперечисленные примеры, как и многие другие, имеют гораздо более убедительное «земное», а не «космонавтическое» толкование, причем это «земное» толкование дается профессионалами, специалистами в области археологии, этнографии, истории, тогда как гипотезой палеоконтакта больше занимаются любители и она часто просто дает сюжетную пищу для художественной фантастики. Например, мегалитические сооружения, большие и особенно малые, встречаются чуть ли не повсюду в мире и свидетельствуют об общности первобытных верований и ритуалов, наскальные рисунки тоже распространены повсеместно, и набор их настолько богат, что при желании их можно «домысливать» для «подкрепления» любой гипотезы-фантазии. Самостоятельность же человека и его истории, к которой не приложили руки никакие инопланетяне, доказана всем комплексом биологических и исторических наук. Что же касается «вольностей» в толковании марсианских пейзажей, то невольно припоминается диалог между Гамлетом и Полонием из трагедии Шекспира: - Видите вон то облако, в форме верблюда? - Ей богу, вижу, и действительно, ни дать ни взять верблюд. - Пo-моему, оно смахивает на хорька. - Правильно: спинка хорьковая. - Или как у кита? - Совершенно как у кита. Приведены примеры о современном «космонавтическом» мифотворчестве и о «палеоконтактных» умозрительных спекуляциях не потому, что они все еще требуют опровержения с позиций науки. Дело в другом: они несут на себе изрядную мировоззренческую нагрузку, причем нагрузку отрицательного свойства. Уже из исследовательского эссе В.Санарова видно, что перед нами - ситуация, обнажающая и «повторяющая» гносеологические корни религии. Это не преминули подметить многие зарубежные авторы, трактующие «тарелочный» вариант современного внимания людей к космосу. Французский астрофизик Пьер Герен пишет, что в наше время многие религиозные секты возникают после наблюдений «летающих тарелок» и получения посланий от их «экипажей». В развитие гипотезы палеоконтакта американский астроинженер Джозеф Блумрич реконструирует инопланетный «спускаемый аппарат», интерпретируя в «палеоконтактном» духе библейское видение Иезекииля. А английский историк Раймонд Дрейк задается вопросом: «Не обязано ли христианство своим существованием людям из космоса?» Обобщая особенности такой ориентации в области отнюдь не научных изыскании по проблеме контакта с внеземными цивилизациями, французский специалист по информатике Жак Валле рассуждает так: даже если речь идет о современном мифотворчестве, то и миф имеет материальную силу, поскольку в него верит множество людей. Таким образом, широко известное положение об идее как материальной силе, если она овладела массами, подменяется положением о мифе как материальной силе, если он тоже овладел массами. Однако миф, выступающий в качестве материальной силы, - явление не только отвлекающее людей от действительных задач и возможностей космического века человечества, но и социально опасное явление, уводящее людей в царство мистики и абсурда. Вот почему нужно должным обратить внимание на факт существования и неприглядную сущность современного «космизированного» мифотворчества, памятуя слова первого Советского лидера о том, что закрывать глаза даже «на самые нелепые учения до крайнего мракобесия включительно, конечно, безусловно вредно... ». |
Фантазии о внеземном разуме
Отсутствие жизни на небесных телах Солнечной системы резко отдаляет во времени и пространстве вероятность ее обнаружения. Это утверждение малоутешительно для сегодняшних энтузиастов...
И снова о «контакте»
Некоторые полагают, что в случае контакта с цивилизацией, гораздо более развитой, чем наша, общение с ней дало бы нам примерно то же, что воспитание неандертальца, чудом попавшего в современное общество...
Философская концепция «антифинализма»
Термином «антифинализм» обозначают мировоззренческую и философскую концепцию, утверждающую потенциальную бесконечность существования и прогресса человеческого общества и человеческого рода...
Природа и цивилизация Земли
Циолковский признавал и приветствовал грядущий прогресс во взаимодействии общества с природойне только космоса, но и Земли. Сегодняшнее взаимодействие между природой и цивилизацией планеты Земля - есть лишь предыстория...
«Космический» уровень деятельности
Благодаря своей творческой созидательной природе человек бесконечен. Пределом его деятельности выступают лишь естественные законы природы... |
2008-2024 © Человек и Космос •
Карта сайта • XML
|