Философская концепция «антифинализма»Термином «антифинализм» обозначают мировоззренческую и философскую концепцию, утверждающую потенциальную бесконечность (во временном отношении и в направлении к будущему) существования и прогресса человеческого общества и человеческого рода. Она противостоит концепции финализма - тезису о неминуемой гибели человечества в результате генетического вырождения и угасания вида Ноmо sapiens, «естественного» прекращения существования планеты Земля вместе со всем живущим на ней или же самоистребления цивилизации в ядерном побоище. Таким образом, финалисты утверждают некую «запрограммированную» конечность не только -индивидуума, как и всякого конкретного живого существа, но и всего человеческого, рода, предрекаемую гибель которого в отличие от смертей отдельных людей иногда называют «второй смертью», пользуясь выражением из Апокалипсиса. Может показаться, что, исключая действительно жгучую проблему сохранения мира на планете, все остальное настолько абстрактно сегодня и относится к настолько далекому будущему, что вряд ли представляет практически даже теоретический интерес. Однако это не так. Если исходить из бессилия человека перед природой, хотя бы и бессилия лишь в «конечном счете», и, тем более, если усматривать в самом человечестве якобы врожденные для него «изъяны», особенно социальные, ведущие его к гибели, то такая, позиция, безусловно, ущербна в нравственном отношении. Больше того, она неверна в научном отношении. Еще одно соображения, которое выдвигается иногда для объяснения факта молчания «разумной Вселенной», и о котором еще не упоминали. Оно было высказано на первой Международной конференции по проблеме связи с внеземными цивилизациями в Бюракане в 1971 году американским астрономом Себастьяном фон Хорнером. По его мнению, цивилизации космоса, включая, разумеется, человеческую, просто-напросто не успевают развить свой научно-технический и производственный потенциал, чтобы иметь возможность устанавливать контакт друг с другом. Все они прекращают существование до этого момента. Именно в такой связи фон Хорнер провозгласил краткую и уничтожающую формулу: «Ничто не длится вечно». Сама по себе эта формула вряд ли может вызвать возражения, она вполне диалектична и перекликивается с строкой Фауста: «Все, что возникает, заслуживает... гибели». В истории человеческого общества эта формула находит выражение в смене общественно-экономических формаций, в развитии, расцвете и угасании конкретных цивилизаций и культур. В целом же она была и остается выражением социального прогресса. Но в устах фон Хорнера она означает бесследную физическую гибель, затухание всякого очага разума, где-либо вспыхнувшего во Вселенной. По его мнению, цивилизации рождаются и гибнут подобно звездам, проходя, однако, этапы своей предопределенной истории несоизмеримо быстрее, чем звезды. Среди факторов неизбежной гибели всякой цивилизации он приводит такие, как всеобщая термоядерная война, деградация природной среды и истощение ресурсов, генетическое вырождение и постепенное, но необратимое угасание вида, наконец - некая тотальная «потеря интереса» к жизни, которая якобы может наступить у слишком развитой в интеллектуальном отношении и «пресыщенной» цивилизации. Используется для подтверждения этой теории и чисто космологический аргумент, выдвигаемый уже не фон Хорнером, а другими сторонниками концепции финализма. Это современная теория «осциллирующей» Вселенной, предполагающая, что после наблюдаемой ныне фазы расширения Метагалактики, «разбегания галактик», наступит фаза ее сжатия, «схлопывания». В этом неодолимом процессе возвращения к «галактическому яйцу» будут неизбежно разрушены все нынешние формы движения материи, включая социальную. Против всех этих аргументов, каждый из которых носит частный характер, связанный либо с естественно-научными, либо с общественно-научными представлениями, можно выдвинуть следующие возражения. Старение, угасание вида, генетическое вырождение действительно выступают как закономерности биологического развития. Но человек - не биологическое, а биосоциальное существо, и в этом, можно сказать, его видовое спасение. Он в принципе способен управлять своей биоэволюцией, как и биоэволюцией других живых видов. Собственно, он уже это и делает, начиная с одомашнивания животных и культивирования растений и кончая проникновением в тайны генетического кода. Качество социальности, присущее человеку, разумеется, не есть его простая внутривидовая особенность, оно находится ступенью выше всей биологической формы движения материи. Это не просто «философское утверждение» (широко известное и хрестоматийное), а такое утверждение, которое повседневно доказывается социальной практикой человека, в том числе и практикой управления биологическими процессами. |
Природа и цивилизация Земли
Циолковский признавал и приветствовал грядущий прогресс во взаимодействии общества с природойне только космоса, но и Земли. Сегодняшнее взаимодействие между природой и цивилизацией планеты Земля - есть лишь предыстория...
«Космический» уровень деятельности
Благодаря своей творческой созидательной природе человек бесконечен. Пределом его деятельности выступают лишь естественные законы природы...
«Высокая граница»
Выражение «высокая граница» появилось в американской социально-философской и футурологической литературе, посвященной феномену космонавтики и ее перспективам...
«Икаровская» устремленность человечества
«Икаровская» устремленность сопутствовала человечеству на протяжении всей его истории. Она выражалась в тяготении человека к недостижимому...
Покорители космоса
Первооткрывателями, пионерами космоса есть и будут люди мужественные и опытные, решительные и высокоответственные, граждански зрелые, то есть люди, вполне состоявшиеся как личности... |
2008-2024 © Человек и Космос •
Карта сайта • XML
|