«Космический» уровень деятельностиБлагодаря своей творческой созидательной природе человек бесконечен. Пределом его деятельности выступают лишь законы природы, законы, а не те или иные её силы, которые для него в принципе всегда преодолимы. Чем универсальнее человек по сравнению с животным, тем универсальнее сфера той неорганической природы, которой он живет. Движение к универсальности все больше отдаляет человека от живой природы Земли, где биологические виды, напротив, узко специализируются и оказываются в эволюционных тупиках, и приближает человека к «универсуму», мирозданию. В этой связи повторим несколько тривиальные, но нужные в данном контексте вещи: человек - единственное живое существо планеты, которое стало воссоздавать процессы ядерного распада и синтеза - космические, по существу, процессы, не происходящие в естественном виде на поверхности Земли; человек также единственное живое существо, вышедшее за пределы Земли с помощью ракетно-космической техники. «Бесконечный» человек, который, пусть интуитивно, но справедливо именовался «микрокосмом» со времен античности, в конечном счете соизмерим не с конечной Землей, а с бесконечной Вселенной, с «макрокосмом». Еще и еще раз мы убеждаемся в том, что Homo sapiens есть в некотором роде также и Homo cosmicus - «человек космический». Материализмализм прошлого - а его представителями были и французские материалисты XVIII века, и известный социалист-утопист Шарль Фурье, и большинство естествоиспытателей прошлого и начала нынешнего века, такой фантаст-мыслитель, как Герберт Уэллс, - предполагал для далекого, а то и сравнительно близкого будущего «нисходящую ветвь» в эволюции не только земной природы, но и соответственно общества, хотя и невозможно, было бы себе представить, каким образом будет совершаться конкретно этот весьма длительный процесс тотального «социального регресса». История знает времена упадка цивилизаций и культур - например, падение эллинской культуры, Римской империи, Индейских государств Америки. Но магистральным путем эволюции человечества всегда было восхождение, прогресс в социальном, научно-техническом, культурном, нравственном отношении. Генеральное и неуклонное попятное движение немыслимо для социального организма, оно означает его гибель. И вот теперь появляются не только социальные, но и естественнонаучные и научно-технические основания отрицать, обязательность «нисходящей ветви» в развитии общества. Трудно переоценить колоссальное мировоззренческое и философское значение этой констатации, которая открывает перспективу сверхдолгосрочного прогнозирования социального развития прогресса. Когда природа попадает в сферу активности человека, она развивается уже не только и не столько по законам собственной эволюции, которая действительно чаще всего делится на периоды подъема и упадка, сколько по законам человеческого прогресса, то есть неуклонного восхождения от простого к сложному, от менее разумного к более разумному. Ныне жилище человека - это вся планета Земля, повсеместно носящая на себе следы антропогенного воздействия. В своих конкретностях это воздействие порою влечет за собой экологические и иные кризисы. Но в целом Земля «очеловечивается», «гуманизируется», а следовательно, становится все более пригодным и надежным обиталищем человека. Мы говорили об образе «космического корабля Земля». Теперь мы должны добавить, что человек не только пилот, но и непрерывный конструктор и преобразователь этого корабля. Выход человека на космический уровень деятельности, начало процесса гуманизации Вселенной превращает понятие прогресса в фактор космогонический, «вселеннообразующий». При этом среди множества других факторов данный фактор по самой своей природе и функции - созидающий, а не разрушающий. Космологи прошлого открыли человечеству неутешительную картину перспектив развития мироздания, которая получила наименование теории «тепловой смерти» Вселенной. В мире господствует, утверждали они, второе начало термодинамики - закон, согласно которому материальный мир стремится к тепловому равновесию. По достижении такого равновесия всякое развитие и все процессы прекращаются: таков всемирный закон энтропии - упрощения, равновесия и покоя. Социальный прогресс, сущность разумного начала во Вселенной, противоречит закону энтропии, поэтому его и называют антиэнтропийным фактором развития, созидания, полезного усложнения и разнообразия, накопления энергии и информации. Материя в высшей форме своего движения противостоит самой себе, своим разрушительным и упрощающим тенденциям. Это и есть космическая функции цивилизации, культуры, разума. Такая функция как раз и будет выражать собой деятельность той цивилизации, процесс становления которой уже начался. Концепция антифинализма, хотя она и обращается к сверхдолгосрочным перспективам существования и эволюции цивилизации, не лишена, следовательно, актуального практического, а также этического значения. Можно привести чрезвычайно любопытное высказывание Циолковского: «Человеком руководит грубый эгоизм короткой земной жизни: хватай что можешь - умнее ничего нет. Мало этого, такой взгляд на Землю философы распространили и на весь космос. По крайней. мере, практические мудрецы (позитивисты) его игнорировали как несуществующий или не относящийся к Земле». Циолковский довольно точно «привязал» бичуемый им финализм к позитивизму, этому нарочито «приземленному» философскому направлению, и одновременно показал его этическую неприглядность. Финализм действительно неприемлем ни философски, ни этически. Антифинализм же превращается в рабочую, действующую, программную гипотезу современного человечества, единственно правомерную установку, достойную Homo sapiens. |
«Высокая граница»
Выражение «высокая граница» появилось в американской социально-философской и футурологической литературе, посвященной феномену космонавтики и ее перспективам...
«Икаровская» устремленность человечества
«Икаровская» устремленность сопутствовала человечеству на протяжении всей его истории. Она выражалась в тяготении человека к недостижимому...
Покорители космоса
Первооткрывателями, пионерами космоса есть и будут люди мужественные и опытные, решительные и высокоответственные, граждански зрелые, то есть люди, вполне состоявшиеся как личности...
Человек-машина
Иногда название этой системы вызывает тревогу. Что же получается - человек есть машина? Человек действительно подобен машине, ибо все его умственные и физические действия можно свести к механическим...
Поэзия Вселенной
С незапамятных времен космос привлекал к себе внимание не только мыслителей, но и поэтов, живописцев, зодчих. Это были произведения искусства, выражающие благоговение перед величием мироздания... |
2008-2024 © Человек и Космос •
Карта сайта • XML
|