Воздухоплавание, как порог космического векаРеальному выходу человека в космическое пространство предшествовал тоже реальный, но долгий путь в пространство воздушное. Собственно говоря, оба эти пространства первоначально воспринимались как нечто единое: древние греки, например, считали звезды огненными завихрениями в атмосфере. Поэтому первый полет братьев Монгольфье на воздушном шаре в 1783 году воспринимался как событие ничуть не менее значительнее, чем полет Юрия Гагарина на космическом корабле «Восток» в 1961 году. Шар с нагретым воздухом - как просто! Но до такой простоты надо было дойти сложным путем, отказавшись от заманчивого прямого копирования природы и изготовления крыльев наподобие птичьих и избрав поистине «космическое» направление поисков, для которого у земной природы не было аналогий: воздушные шары не образуются в ней. Воздухоплавание было увлечением и научно-техническим символом XIX века. Воздушные шары, аэростаты, дирижабли казались почти естественным атрибутом воздушного пространства. Редко обходились без них романы Жюля Верна. Парижские коммунары слали свои призывы из осажденной французской столицы с помощью воздушных шаров. На грани нынешнего и прошлого веков аэронавтика проложила дорогу авиации аппаратам тяжелее воздуха, и лишь тогда стали постигаться динамические качества птичьего крыла. Одновременно родилась научная, теоретическая космонавтика, сразу заложив идейную предпосылку грядущего «послеавиационного» этапа навигации в надземном пространстве. Пути к научной теории космонавтики (как и пути к последующей космической практике) были не из легких. Сначала - искания и даже заблуждения, из которых все-таки пробивалось и давало ростки рациональное зерно. Идея выхода в космос носилась в воздухе в конце XIX века, хотя тогда в воздухе плавали лишь воздушные шары и едва-едва начинали подниматься аэропланы. И надо сказать, немалая заслуга в формулировании и провозглашении идеи космоплавания принадлежит тому направлению русской философской мысли, которое носит название «русский космизм». Известный драматург А.В.Сухово-Кобылин на склоне лет выступил с философским эссе «Учение Всемира», где прогнозировал для человеческого будущего три этапа: теллурический (земной), солярный (солнечный) и сидерический (звездный). Этой классификацией ученые пользуются до сих пор, когда говорят о ступенях грядущего освоения Вселенной человеком или высказывают гипотезы о существовании внеземных цивилизаций разного уровня развития. Концепцию освоения и преобразования пространства вне Земли развивал в своей «Философии общего дела» сложный и противоречивый русский философ Н.Ф.Федоров (1828-1903) В системе его взглядов освоение космоса и управление космическими процессами было подчинено более общей и мистической идее «патрификации», «воскрешения отцов», физической регенерации умерших поколений II «храмового», «мемориального» преобразования природы мироздания. Однако в условиях того времени сама идея проникновения в космос была рациональной и перспективной. В эти же годы (конец прошлого века - начало нынешнего) в творчестве Константина Эдуардовича Циолковского были конкретно разработаны и осмыслены основные принципы и идеи освоения космического пространства. Циолковский - основоположник теоретической космонавтики. Теперь это известно миру. В Калуге, где он был преподавателем гимназии, находится величественный монумент ученому, ведется научная и просветительная работа в обширном, похожем на новейшую обсерваторию здании Государственного музея истории космонавтики его имени на высоком берегу поймы Оки. Рядом - корпус первого советского космического корабля «Восток», на аналоге которого преодолел земное тяготение Юрий Гагарин. В музей превращен и деревянный домик поблизости, где жили Циолковские, и тут же, в парке, - стела на могиле ученого. Можно сказать, вся Калуга живет «под знаком» Циолковского. Но тогда, в 1890-х - 1900-х годах, для жителей губернского города Циолковский был поистине «впереди своего века» (как сказал о нем конструктор первых советских космических кораблей Сергей Павлович Королев): Его никто не понимал, и его изобретения, и идеи считались пустой фантазией и чудачеством всеми - от жителей соседних домов до правительственных чиновников. Мы сказали, что Циолковский как основатель теории космонавтики теперь известен миру. Это так. Но, видимо, известен он не всем и недостаточно. И здесь иногда тоже делаются «открытия». В 1976 году в Калуге проходил международный симпозиум историков техники. На нем выступил профессор из университета штата Джорджия (США) Мелвин Кранцберг с докладом о популярном тогда проекте «космических островов», поселений людей в космосе, американского физика О'Нейла. Но профессор начал с признания того, что был «потрясен» точными инженерными расчетами «эфирных поселений» Циолковского, только что им увиденными на стендах Музея истории космонавтики. Циолковский предвосхитил О'Нейла даже в мельчайших деталях и сделал это более чем полувеком раньше. Открытие Циолковского - использование реактивного двигателя для полетов в безопорном космическом пространстве - датируется 1883 годом. Но только около десяти лет спустя были испытаны в России и Англии первые самолеты на паровом двигателе. Открыто было, казалось бы, простое и давно испытанное. Пороховые ракеты, это изобретение древних китайцев, издавна применялись для фейерверков, а также в качестве оружия, в том числе и в русской армии в XVIII и ХIХ веках - так что к созданию реактивных снарядов для установок «катюша», применявшихся в Отечественной войне Советской Армией, причастна вековая история. Но для полетов в воздушном пространстве гораздо эффективнее использовать несущие поверхности, а в космосе единственным принципом движения может быть реактивный. Другого принципа пока не открыла даже новейшая наука (если не считать абстрактно-теоретических «парусников», движимых «солнечным ветром» - потоком частиц, исходящих от нашего светила). Именно в доказательстве этой основополагающей для космонавтики идеи о применении единственно реактивного принципа движения для космических полетов и в разработке летательных аппаратов для путешествий вне Земли и её атмосферы - непреходящая заслуга Циолковского. |
Приближающаяся космическая эра
Прорыв в космос, пришествие космического века - отнюдь не случайность и не прихоть человеческой изобретательности. Человечество было подведено к космонавтике всей суммой своих материальных и духовных нужд...
Человек космический
Homo cosmicus - «человек космический». Старт. Рев двигателей, перегрузки. Пятьсот секунд полета «на взрыве», но вот отработали двигатели, как будто легкий толчок в спину - и тишина...
Человек в космосе - повседневная жизнь
Жизнь в космических станциях чем-то сродни жизни на станциях полярников, что еще раз подтверждает давнюю устремленность человека проникать в пространства природы, казалось бы, совершенно непригодные для обитания...
Человек на орбите
Орбитальная станция не только просторная, она еще очень торжественно плывет над планетой. Бесшумно, как бы не торопясь и без каких бы то ни было усилий она успевает облететь вокруг Земли за полтора часа...
Человек в открытом космосе
Даже кратковременные путешествия вне станции - дело сложное и для каждого космонавта, впервые выходящего из шлюзовой камеры в космическую пустоту, связанное с неожиданными ощущениями... |
2008-2024 © Человек и Космос •
Карта сайта • XML
|